Нравственная оценка интимной близости

Нравственная оценка интимной близости
  • В 1884 г. Ф. Энгельс писал: «Таким образом, то, что мы можем теперь предположить о формах отношений между полами после предстоящего уничтожения капиталистического производства, носит по преимуществу негативный характер, ограничивается в большинстве случаев тем, что будет устранено. Но что придет на смену? Это определится, когда вырастет новое поколение: поколение мужчин, которым никогда в жизни не придется покупать женщину за деньги или за другие социальные средства власти, и поколение женщин, которым никогда не придется ни отдаваться мужчине из каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви, ни отказываться от близости с любимым мужчиной из боязни экономических последствий. Бывает так, что совершить половой акт затруднительно или невозможно ввиду слабой эрекции, в этом случае рекомендуем попробовать Tadarise 20Vilitra 20Cenforce 100. Когда эти люди появятся, они отбросят ко всем чертям то, что согласно нынешним представлениям им полагается делать; они будут знать сами, как им поступать, и сами выработают соответственно этому свое общественное мнение о поступках каждого в отдельности, — и точка». Однако, как и всюду, где скрещиваются личные и общественные интересы, проблема далеко не проста и не однозначна. Исходный пункт этики в этом вопросе — принцип всестороннего развития личности, которое предполагает и полноту любовных чувств и переживаний. Первый критерий нравственной оценки интимной близости мужчины и женщины — это наличие или отсутствие любви. Однако сила, длительность и устойчивость любовных чувств у разных людей не одинаковы и не поддаются внешнему контролю. Вместе с тем близкие отношения неизбежно порождают взаимные обязательства, а, следовательно, и нравственные обязанности. Поскольку при этом возникает третья, новая, жизнь, появляется и необходимость в их общественной охране, т. е. институт брака. 

Возрастные показатели начала половой жизни

  • Между идеей всестороннего развития личности, предполагающей свободу любви, и интересами укрепления брака и семьи в принципе нет противоречия, но на разных стадиях жизненного пути влюбленность и привязанность к семье как целому имеют неодинаковое значение. Отсюда следует ряд социально-нравственных коллизий. По имеющимся данным, современные юноши и девушки начинают половую жизнь раньше, чем прошлые поколения. Вот как выглядят возрастные показатели этого процесса у ленинградских студентов по данным опросов С. И. Голода.
  • Данные 1957 г. (250 человек), 1964 г. (500 человек) и 1971 г. (500 человек) относятся к ленинградскому студенчеству; цифры 1957 г. ретроспективные, основаны на опросе научно-технической интеллигенции в 1964—1966 гг.; в 1957 г. эти люди были студентами. Как и в других странах, происходит определенное снижение возраста начала половой жизни, особенно заметное у женщин; хотя юноши в этом отношении опережают девушек, разница между ними уменьшается. Сходную картину дает и опрос 500 молодых рабочих, проживающих в общежитиях Ленинграда, проведенный С. И. Голодом. Чем раньше начинается половая жизнь, тем вероятнее, что она не связана с браком. То, что интимная близость часто предшествует браку, подтверждается и статистикой добрачных зачатий. М. С. Гольц, высчитав время зачатия всех детей, рожденных в Перми в 1966 г., нашел, что у матерей 15—19 лет доля добрачных зачатий составляет 67,9% (в старших возрастах этот процент уменьшается), т. е. регистрация брака следует за фактическим сближением, хотя доля внебрачных детей у матерей этого возраста довольно велика, составляя 24,1%. Сходную работу провел С. И. Голод по архивным материалам Ленинградского дворца торжественной регистрации новорожденных. Взяв данные о супружеских парах, зарегистрировавших рождение первенцев в декабре 1963, 1968, 1973 и 1978 гг., он высчитал удельный вес добрачных зачатий (в среднем за 3 мес до регистрации брака) и его динамику за 15 лет.
  • Среднее число внебрачных рождений около 7%. Увеличение терпимости к добрачным связям отмечают и при изучении ценностных ориентаций молодежи.

Принцип морали

  • Как видно из этих данных, советские молодые люди относятся к возможности вступить в половую близость несколько строже, чем зарубежные сверстники. Однако основной принцип моральной оценки отношений усматривается не в том, связаны ли они с браком, а в наличии или отсутствии любви. С. И. Голод предлагал группе ленинградских рабочих и служащих (126 человек) выразить свое отношение к возможности добрачных связей с любимой (-мым) и просто со знакомой (-мым). Разница оказалась существенной: вступить в связь с любимым человеком считают возможным для себя 91% мужчин и 81% женщин, а со знакомым — 60% мужчин и только 14% женщин.
  • Вообще мотивация ухаживания, кульминацией которого является интимная близость, сегодня в значительной мере автономна и даже независима от матримониальных планов. В рамках крупного обследования студенческой молодежи (3721 студент из 18 вузов страны) был задан вопрос: «Как вы думаете, с какой целью юноши и девушки вступают сегодня в интимные отношения?» Из 9 предложенных ответов нужно было выбрать только один. Основные мотивы (в процентах к общему числу респондентов) распределились так: взаимная любовь — 36,6, приятное времяпрепровождение — 15,4, стремление получить удовольствие — 14,2, желание эмоционального взаимодействия — 9,8, предполагается вступление в брак — 7,0, любопытство — 5,5.
  • Разумеется, конкретные цифры варьируют в зависимости от ряда обстоятельств, но общий порядок, ранг, этих мотивов оказался не зависящим ни от половозрастного состава респондентов, ни от величины города, где находится вуз, ни от национальной принадлежности (в выборке представлены не только русские, но и украинцы, белорусы, туркмены, лезгины, аварцы), ни от места жительства студента до поступления в вуз, ни от его социального происхождения, ни от наличия (или отсутствия) сексуального опыта.
  • Такое поведение и мотивация явно противоречат требованию, чтобы половая жизнь начиналась только в браке, но сегодня это требование мало где соблюдается. Да и в прошлом, как мы видели, ухаживание, сексуальность и брак были связаны далеко не так тесно, как представляется некоторым ревнителям старины.